Современные реформы в бюджетной и административной сферах связаны со взятым на государственном уровне курсом на стабилизацию экономики в стране, на ее рост, и работой на результат. Важным элементом данного процесса выступают налоги, являющиеся основным источником доходов бюджетной системы нашей страны.
НДС является относительно новой, одновременно наиболее распространенной и совершенной формой среди универсальных акцизов, действует в большинстве стран мира и является неотъемлемой частью налоговой системы почти во всех промышленно развитых странах. Так, некоторые зарубежные страны, имеют высокие ставки НДС, например в Венгрии основная ставка НДС 27 %, в Греции 23 %, в Норвегии и Швеции 25 %, в Польше 23 %. При этом, указывая на высокие ставки в этих странах необходимо отметить, что применяются многочисленные льготные ставки и освобождения по отраслевой, географической принадлежности и т.д..
НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога, наиболее весомыми среди которых есть высокая фискальная эффективность, отсутствие кумулятивного эффекта и экономическая нейтральность. Противоречия и неприятие использования НДС объясняются его определенными недостатками, ключевым среди которых является достаточно сложный процесс его администрирования.
Что нас ждет сегодня с принятием нового положения? Какие плюсы и минусы, если ли риски для бизнеса.
Как у любого реального решения, здесь есть две стороны. С одной стороны, мантрой , является «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие социальной сферы – образования, здравохранения. Необходимо отметить, что сегодня перспективы экономики и главные драйверы роста экономики зависят прежде всего от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери.
Кроме того, государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Так что вполне есть шанс, что НДС может положительно сказаться на экономическом росте.
Ожидается, что главным положительным эффектом от уплаты НДС прежде всего является увеличение доходов бюджета, но при этом следует отметить, что НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и национальное косвенное налогообложение не повлияет на конкурентоспособность национального производства.
Да, есть определенные опасения, но надо уметь бороться со своими страхами. Главное надо всегда помнить, что эти средства будут направлены на финансирование национальных целей развития Узбекистана.
Дильбар Мухамедова начальник отдела стратегического
прогнозирования и координации научно-исследовательских работ